marmara_calypso (marmara_calypso) wrote,
marmara_calypso
marmara_calypso

Музей Афьона

0S0A3034-1

В музее турецкого города Афьонкарахисар собрана коллекция артефактов из 40 курганов и 20 фригийских городов, расположенных в его окрестностях. Здесь можно познакомиться с экспонатами разных эпох, начиная с халколита и заканчивая византийским временем, наследием хеттов и самих фригийцев, персов и римлян.

Одна из жемчужин местной коллекции – это саркофаг из Апамеи, обнаруженный во время строительства больницы прямо в центре Динара. Саркофаг конца 2-го в. н.э. вырезан из докимейского мрамора.

2014_06_22_5258-1

2014_06_22_5259-1

Расскажу немного об этом виде мрамора и об Афьонских мраморных каменоломнях вообще. Фригийский мрамор считается одним из самых лучших с древних времен, он очень ценился римлянами и по своей цене лишь немногим уступал знаменитому египетскому порфиру. Одна из самых известных каменоломен в 20 км от Афьона – Докимейон (совр. Исджехисар) действует и до сих пор, начиная с античных времен. На ее территории до нашего времени сохранились добытые в римский период мраморные блоки и вырезанные из них колонны.


Фото: Тургут Тархан (скан)


Фото: Тургут Тархан (скан)

Видов мрамора в районе Афьона добывается очень много. Самый известный из них назван в честь еще одной афьонской достопримечательности – каймака (сливок очень густой консистенции), с которым здесь готовят превосходный локум. Это абсолютно белоснежный, с сахаристой структурой мрамор – «Афьонский каймак». Так что если вас спросят, сколько видов каймака производят в Афьоне, вы можете смело отвечать, что два – сливки и мрамор).


Афьонские сладости с каймаком, по которому названа одна из разновидностей местного мрамора

Разновидности местного мрамора отличаются по своему цвету и рисунку, одни названия чего стоят: Тигровая шкура, Афьонская роза, Желтовато-белый мед, Фиолетовый баклажан… На этом изображении в интерьере, например, использован мрамор «Афьонская сирень» - белоснежный с сиреневыми прожилками.



Докимейский же мрамор, из которого сделан апамейский саркофаг, отличают красноватые пятна, которые, по легенде, являются пятнами брызнувшей на камень крови оскопившего себя фригийского бога Аттиса. В римскую эпоху мрамор из Докимейона вывозился даже в Африку, а в самом Риме он применялся на строительстве Форума Траяна. Для его транспортировки были проведены дороги длиною в 300 км – в Смирну (совр. Измир) и Никомедию (совр. Измит).

Саркофаг, конечно, абсолютно замечательный. На его углах – изображения богини Ники, на одной из сторон между фигурками Эротов запечатлена сцена поединка Ахиллеса и Пентесилеи, на другой, также между божками любви – встреча Персея и Андромеды.

2014_06_21_5728-1

2014_06_22_5257-1

Торцы украшают головы Медузы.

2014_06_21_5726-1

Мы встретим в музее и другие экспонаты из этого же докимейского мрамора, а пока пойдем дальше.

Вотивная стела.

0S0A2898-1

Оссуарии.

2014_06_22_5260-1

Еще один саркофаг, завернутый в «пупырышки». Музей в скором времени собирается переезжать, и экспонаты начинают потихоньку упаковывать. Но это, конечно, дело не одного дня.

0S0A2903-1

Находки из курганов.

0S0A2902-1

2014_06_22_5402-1

Захоронения в кувшины-пифосы.

0S0A2904-1

Обсидиан и орудия из кремня.

0S0A2914-1

Каменные орудия.

2014_06_22_5383-1

Приспособления для плетения циновок.

2014_06_22_5400-1

Об упоминаемой мною ранее погребальной камере персидского периода из тумулуса Татарлы здесь лишь информация на стене (кликабельно). Саму камеру так пока и не выставили (хотя писали, что должны), ждут переезда в новый музей.

scan0001.jpg

Надеюсь ее когда-нибудь все-таки увидеть, а пока покажу модель этой камеры.



Так в восстановленном виде выглядят рисунки на стенах камеры.





А вот как они выглядят на самом деле. Прекрасно сохранились и изображения, и дерево. И это 5-й век до нашей эры!



Витрина с печатями.

0S0A2915-1

Идолы.

0S0A2917-1

Голова Медузы и другие изделия из слоновой кости.

0S0A2945-1

0S0A2947-1

Различные сосуды.

0S0A2918-1

0S0A2933-1

2014_06_22_5394-1

2014_06_22_5389-1

Есть очень интересные и частью даже забавные.

0S0A2920-1

2014_06_22_5395-1

2014_06_22_5396-1

2014_06_22_5397-1

2014_06_22_5368-1

Глиняный саркофаг.

2014_06_22_5403-1

Мраморные статуи и саркофаг небольшого размера.

2014_06_22_5261-1

2014_06_22_5262-1

2014_06_22_5268-1

2014_06_22_5269-1

Вот на этой, неоконченной, из докимейского мрамора, отчетливо видны проступающие пятна «крови Аттиса».

2014_06_22_5270-1

Погребальные стелы.

2014_06_22_5263-1

Рельеф, греко-персидский период.

2014_06_22_5272-1

Пан и Аполлон.

2014_06_22_5273-1

Ножки стола и лёва.

2014_06_22_5276-1

Одна небольшая погребальная камера в музее все-таки выставлена.

2014_06_22_5277-1

Погребальная стела архаичного периода.

2014_06_22_5281-1

Керамические фигурки и статуэтки.

0S0A2962-1

2014_06_22_5362-1

Ужасное стекло, надо сказать, в витринах музея, все бликует.

2014_06_22_5363-1

0S0A2952-1

2014_06_22_5364-1

2014_06_22_5365-1

Эрот.

0S0A2958-1

Еще один. Как-то он подозрительно на Буншу нашего Будду похож.

0S0A2959-1

Мраморные статуэтки. Тут уже мы видим разновидность белого мрамора.

0S0A2965-1

Артемида.

0S0A2963-1

Кибела со своими животными – львами.

2014_06_22_5329-1

Почитали здесь и трехликую Гекату.

2014_06_22_5318-1

2014_06_22_5325-1

2014_06_22_5326-1

Снова Эроты.

0S0A2993-1

Этот очень милый, а что за похожий на поросёнчика атрибут у него в руке, так и не поняла.

2014_06_22_5312-1

2014_06_22_5313-1

Статуэтка, изображающая лунного бога Мена.

2014_06_22_5322-1

Бог Аттис во фригийском колпаке.

2014_06_22_5295-1

И тоже с каким-то жабосёнком у ног.

2014_06_22_5294-1

Многие статуэтки и мраморные таблички с рельефами посвящены по обету тому или иному богу.

2014_06_22_5298-1

2014_06_22_5299-1

2014_06_22_5300-1

Аммия Александра посвятила Аполлону.

2014_06_22_5306-1

Сын Леандра, Аппас из Нанена, посвятил по обету Аполлону.

0S0A2976-1

Голова Аттиса.

0S0A2986-1

Скилла.

0S0A2987-1

И многое другое.

0S0A2975-1

0S0A2978-1

0S0A2988-1

2014_06_22_5302-1

2014_06_22_5303-1

2014_06_22_5305-1

2014_06_22_5323-1

2014_06_22_5324-1

2014_06_22_5283-1

Следующие две статуи тоже носят посвятительный характер.

«Сын Александра, Артас из Миноса, хозяин статуи Зевса Бенния в Антеное, посвятил эту статую Геракла вместе с пьедесталом Аполлону».

0S0A2995-1

«Неарх из Ламнеана, сын Секста, посвятил статую Асклепия Аполлону».

0S0A2997-1

Алтарь, фригийский период.

2014_06_22_5330-1

Статуя Кибелы архаичного периода.

2014_06_22_5333-1

Погребальная урна.

2014_06_22_5339-1

«Здесь погребен Марион Атталион, проживший 22 года».

2014_06_22_5340-1

Игрушечные коняшки.

2014_06_22_5341-1

2014_06_22_5342-1

Украшения из бусин.

2014_06_22_5381-1

Фибулы.

2014_06_22_5344-1

Ручные весы.

0S0A2960-1

Экспонаты времен позднехеттского царства.

2014_06_22_5379-1

2014_06_22_5349-1

0S0A2931-1

«О Солнце, я, принц Тарта, с помощью Бога Грозы овладел городом … … вали, я, принц Тарта, посвящаю эту стелу Богу Грозы».

2014_06_21_5755-1

После осмотра залов музея перейдем в музейный сад, его я, как обычно, покажу отдельно.


(Продолжение следует...)

Tags: Афьон, Турция, Фригия, музеи Турции
Subscribe

Posts from This Journal “Афьон” Tag

  • Музей Афьона, Ч.2

    Сад археологического музея Афьона я уже как-то упоминала в контексте любви к сорванным с дерева фруктам, и готова спеть ему дифирамбы и в этот раз.…

  • (no subject)

    А вы давно обрывали вишню в археологическом музее? Заглянув на днях в музей Афьона, мы обнаружили в саду при музее почти совсем спелую вишню. А…

  • Полчаса в Афьоне

    Сделаем небольшой перерыв в нашем путешествии по Фригийской долине и заедем в Афьонкарахисар, или, попросту, Афьон. Мемориал Независимости в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments