marmara_calypso (marmara_calypso) wrote,
marmara_calypso
marmara_calypso

Крепость Кандибер и мост Коюн-Бабы



В нашем недавнем путешествии в Чорум мы заехали в небольшой городок Османджик осмотреть старую крепость и мост.

На протяжении многих веков город несколько раз менял свое название: сначала он именовался Пимолизеной, затем – Афланосом, потом Соргуном, и, поменяв его уже в четвертый раз, стал Османджиком.

Османджик входит в провинцию Чорум.



Гоп-стоп, леблеби). Леблеби – жареный турецкий горох – считается самым вкусным именно в Чоруме, а завлекать, в том числе и такими забавными вывесками и продавать его начинают задолго до того, как вы достигнете самого Чорума).



Найдя место для машины, мы переходим через современный мост, чтобы сфотографировать вид на крепость и мост старый.



Взгляд по другую сторону современного моста. Дым на фото от полей, с которых уже собран урожай, и теперь поля выжигают. Османджик, а равно и соседний город с почти женским именем Тосья славятся своим особым сортом риса, и, скорее всего, жгут именно эти рисовые поля.



Еще один мост на нашем пути для перехода на другую сторону, теперь уже подвесной. Идем к нему.



На берегу встретилось дерево со странными плодами, не смогла опознать, что это. Кто-нибудь подскажет?) UPD. Это павловния).



Перебираемся по подвесному мосту на другой берег. Надо сказать, он достаточно сильно качается, особенно когда по нему проезжают велосипедисты).



«Ты попадешь в тень города и в город теней…»



На берегу одно за другим расположены небольшие кафе на открытом воздухе. А река – все тот же самый Кызылырмак, древний Галис, по которому мы катались на гондоле в Аваносе. И провинция Чорум – это все еще историческая область Каппадокия, северная ее часть. Местоположение Османджика приходится на границу между соседними историческими областями - Каппадокией и Пафлагонией.



На пути к крепости:






Возле моста установлена скульптура Коюн-Бабы, по имени которого и назван мост. В левой руке он держит пастуший посох, в правой – книгу.



Коюн-Баба (дословно «отец овечек») – мистик, суфий, живший в 15-м столетии. По легенде, он пришел в Бурсу из Хорасана и нанялся там пастухом. На вопрос хозяина, что он хочет получить за свою работу, Коюн-Баба попросил по одному ягненку от каждой матки, которая принесет двойной приплод. Хозяин согласился. Но в тот год все овцы окотились двойнями). Так Коюн-Баба стал обладателем большого стада. Собрал он его и пригнал из Бурсы в Османджик.

Опять же по легенде, именно Коюн-Баба уведомил Баязида II, бывшего тогда наместником Амасьи, о смерти его отца, султана Мехмеда Завоевателя, поторопив его, таким образом, добраться до Константинополя раньше своего младшего брата Джем-султана, у которого до некоторой степени было больше прав на трон.

- Как же я прибуду раньше в Константинополь? – спросил Баязид.

- Закрой глаза, - ответил ему Коюн-Баба, - и не открывай, пока я не скажу. А прежде пообещай, что, когда станешь султаном, построишь здесь мост через Кызылырмак.

Баязид закрыл глаза, а когда открыл, то оказался уже в Константинополе. Свое обещание построить мост он сдержал.

По другой версии легенды, Коюн-Баба сам перенес на своих плечах будущего султана через реку, которую тот не смог самостоятельно преодолеть. Взяв, опять же, обещание о постройке моста. Строительство моста по приказу Баязида II заняло несколько лет – с 1486 по 1491 год.

Видимо, раньше Кызылырмак был более полноводным, или, может, это сезонное обмеление, но непреодолимой река в этом месте на момент нашего посещения не смотрелась.



Так или иначе, 500-летний мост верой и правдой служит до сих пор, и не только пешеходам, но и транспорту.



Возле памятника Коюн-Бабе, как это часто бывает в таких местах, устроен питьевой источник.



Место для своего последнего успокоения Коюн-Баба, говорят, также выбрал сам. Он тоже принимал участие в строительстве моста, таская огромные камни. Когда кто-то спросил его, где он хочет быть похороненным, Коюн-Баба ответил: «Там, где упадет этот камень». С этими словами он бросил камень, который упал достаточно далеко – его усыпальница находится не рядом с мостом, а уже у основной трассы в Чорум.

К усыпальнице приделали постройку, через которую в нее можно войти, а резную деревянную дверь сняли и поместили в музей города Чорума.



Ну, а теперь вернемся к крепости Кандибер. Она представляет собой природный холм, на котором еще в римские времена было укрепление и скальные погребения. Султан Баязид II приложил руку и к этому и без того выглядящему неприступным месту.



Надпись, повествующая о султане Баязиде II, бренности существования и необходимости вести праведный образ жизни.



В крепость есть вход, такой низкий, что нужно сильно пригнуться, чтобы заглянуть, что там дальше.



А дальше – крутые, почти вертикальные ступени.



По информации в интернете, крепость собираются отреставрировать и открыть на ней смотровую площадку. Виды сверху, конечно, красивые, вот только пойдет ли это на пользу самой крепости?

Смотрится крепость Кандибер вполне кандибоберно), а на башенке справа видно гнездо аиста.



А так выглядит город Османджик с крепостью и мостом на старой гравюре.



Наверно, таким представал когда-то город путешественникам, идущим по Великому Шелковому пути, проходившему через эти края.

Вид на мост Коюн-Бабы со стороны крепости.



Говорят, пролеты моста нельзя сосчитать, не сбившись – с одной стороны обязательно насчитаешь больше, чем с другой. Я не поленилась их пересчитать. И сбилась! С одной стороны насчитала 13, с другой – 14. Еще и сосчитала неправильно – на самом деле их 15, а изначально было 19.

Уже начинает вечереть, и мы покидаем уютный маленький Османджик, чтобы добраться до Чорума. Наша дорога пролегает через холмы и поля, на которых сжигают то, что осталось после собранных посевов.



По закону это запрещено, именно такое выжигание посевных площадей - одна из основных причин лесных пожаров. Буквально через день мы были свидетелями того, как разгоревшийся огонь охватил часть холма. К счастью, его удалось локализовать.

Темнело, солнце скрылось за холмами, и лишь облака над ними перьями Жар-птицы светились закатным отблеском. Мы подъезжали к Чоруму…


                        Продолжение следует...

Tags: turkey, Османджик, Турция, Чорум, достопримечательности Турции, древность, путешествия по Турции, турецкие легенды
Subscribe

Posts from This Journal “Чорум” Tag

  • Капылыкая

    Еще один исторический объект в окрестностях Чорума – скальное захоронение Капылыкая. Вернее, захоронение такое в тамошних краях не одно, но…

  • Каньон Инджесу

    Каньон İncesu находится за деревней с одноименным названием, провинция Чорум. Через каньон протекает река Чекерек – древний Scylax.…

  • Еще один хеттский город – Сапинува

    Рассказ о поездке в Чорум и знакомстве с хеттским наследием был бы не полным без упоминания об еще одном городе – Сапинуве ( вар. Шапинува).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments