Деревня эта существует с 1565 года. Самому старому дому в ней 450 лет, а самому новому – 90.
Йёрюк-кёю часто сравнивают с деревней Джумалыкызык за Бурсой, но впечатление они производят абсолютно разное, даже, можно сказать, противоположное. Джумалыкызык - очень оживленное место, яркое, Йёрюк-кёю же кажется совсем заброшенным и малолюдным. Ехать туда стоит, если вы любитель такого рода фактуры или желаете осмотреть росписи в паре особняков.
Обратите внимание на интересную деталь: на угол крыши подвешены рога. Это такая местная традиция от дурного глаза.
Это, можно сказать, центр деревни, мейдан. Здесь расположились несколько продавцов с лотками в надежде продать деревенскую снедь и незамысловатые сувениры.
Домашнее варенье, пекмез, сухофрукты и всякие травы, деревенская тархана и лапша…
Рядом с ящиком тыквы – декоративные ветки.
Похожая черная кукуруза когда-то росла у нас дома на даче. Мы ее варили и ели как обыкновенную, а здесь ее початки вешают в кухне как символ изобилия.
Тут же установлен памятник одной из самых известных турецких оперных певиц Лейле Генджер. La Diva Turca, как называли ее, родилась в Польской деревне (Полонезкёй), ее отец был выходцем из Йёрюк-кёю, а мать имела польское происхождение. Многие годы Лейла Генджер выступала и работала как педагог в Италии, практически до самого ухода из жизни стараясь передать молодым певцам свое мастерство.
Очень необычно смотрится ее бюст в таком антураже.
От мейдана мы гуляем по узким улочкам, куда глаза глядят, без всякой цели.
Опять рога).
В Йёрюк-кёю есть и пансионы, для желающих остановиться не в самом Сафранболу, а именно здесь.
Выходим на улочку пооживленней, где снова торгуют сувенирами и показывают желающим особняки с росписями.
Вот такие лукумницы на один кусочек, вприкуску к кофе по-турецки.
Сам кофе разных видов.
…и даже рогатки.
У стены тут рос такой огромный куст хризантем, что не могла не удержаться, чтобы не сфотографировать. Нечасто в Турции их высаживают...
Особняк с росписями я решила показать отдельно, а пока мы возвращаемся к мейдану, чтобы пройтись от него в другую сторону, и фотографируем местные виды.
Ай-ай-ай… Возле мейдана обнаруживаются прелестные щенята, вызвавшие приток умиления у всех окружающих. Этого пацана вообще нельзя было от них оторвать.
Кончики хвостиков белые, как будто обмакнули в краску).
Повозившись с блохастиками, идем дальше, примечая разные детали.
Мы доходим до деревянной мечети с деревянным же минаретом, и от нее поворачиваем назад, потому что скоро начнет смеркаться, а нам еще нужно поужинать и добраться назад, в Сафранболу.
Несколько кадров на обратном пути.
В 2013 г. население Йёрюк-кёю составляло всего 114 человек. Сейчас, похоже, и того меньше.
В Йёрюк-кёю есть пара кафе, где можно перекусить гёзлеме, но после «обеда» из каштанчиков мы им не соблазнились – хотелось чего-то более существенного. Поэтому остановились на обратном пути на трассе неподалеку от Сафранболу, где готовят местное аутентичное блюдо – кую-кебабы.
Ресторан выбрали методом тыка. Хотя, мне кажется, там в любой тычь - не ошибешься).
«Кую» - по-турецки «колодец». Для приготовления этого вида кебаба в земле выкапывают глубокую яму-колодец, где над тлеющим огнем подвешивают на железных крюках мясо. Сверху яму закрывают, и мясо долго готовится, пропитываясь паром. В идеале, когда мясо достанешь и потрясешь, оно должно полностью развалиться, отделиться от крючка.
Было немного жирновато (мы попросили куски попостнее), но очень вкусно.
Следом за кебабом и чай пожаловал. А еще тут к лавашу подавали превосходное деревенское масло, так что захотелось его даже купить и увезти с собой. Правда, в магазине при ресторане оно уже кончилось – разобрали. Видать, не одним нам оно понравилось).
Продолжение следует...