Ени Джами – Новая мечеть все закрыта и закрыта на реставрацию (говорят, она продлится до 2018 года), но можно посетить примыкающий к ней Хюнкар Касры (покои повелителя), в котором сейчас организуют выставки, тем или иным образом отражающие османскую и сельджукскую эпоху.
Мы сейчас находимся как раз перед Хюнкар Касры. Справа, за реставрационным щитом, скрывается сама мечеть, вокруг – уложенный штабелями стройматериал. Синий плакат на стене информирует о проведении здесь очередной выставки.
Чтобы попасть отсюда внутрь покоев повелителя, нам нужно пройти через арку.
Вид с другой стороны арки и немного архитектурных деталей:
Дойдя до конца стены, сразу за еще одним синим плакатом мы попадаем прямо ко входу в Хюнкар Касры.
Напротив него – здание музея банка Иш Банкасы.
Вход внутрь свободный. По наклонному полу мы проходим холл, в котором проводят выставки (о посещенной нами я напишу дополнительно) далее, прямо к покоям.
Возле входа в покои, перед тем, как пройти внутрь, нужно надеть бахилы.
Сам султан вместе с сопровождающими подъезжал непосредственно к своим покоям по этому холлу на коне.
Покои повелителя выложены изысканной изникской плиткой «чини» с растительным узором и аятами из Корана.
Всего здесь несколько помещений, а также туалетная комната. Султан со своим семейством проводил здесь время перед намазом в Ени Джами.
Двери украшены росписями, инкрустированы перламутром. Наверняка, мастера по инкрустации были из Сирии – они в этом деле были лучшими.
Это главная комната – самая богато декорированная, с расписным куполом.
Туалетное помещение.
Хюнкар Касры был построен Турхан Хатидже-султан, матерью Мехмеда IV, славянкой по происхождению, захваченной в Крыму и проданной в рабство. Ей же принадлежит инициатива по окончанию строительства Новой мечети, которая к тому времени более полувека стояла недостроенной.
Султан приезжал сюда также на религиозные праздники-кандили и прочие религиозные мероприятия.
Изразцовый камин в одной из комнат.
Инкрустированный столик-сехпа.
Роспись одной из дверей и плитка над проемом. При последней проведенной реставрации выяснилось, что из 10 250 керамических плиток 500 не являются оригинальными. Их подменили, и часть так и не удалось найти. Поэтому есть места, где она отсутствует.
Сама же реставрация Хюнкар Касры была признана очень качественной и получила европейскую награду в четырех различных категориях.
Осмотрев покои, проходим по коридору назад, ко входу.
Пространство над дверным проемом с внутренней стороны выглядит очень интересно.
Правая часть здесь – оригинальная роспись, а левую заменили на плитку в т.н. «Эпоху тюльпанов» (Lale Devri), в первой половине 18-го века. Поэтому декор здесь такой разный.
Деталь дверного проема.
Вид из окна. На заднем плане виден зеленый купол усыпальницы, где захоронена Турхан Хатидже-султан, достроившая мечеть Ени Джами, а кроме нее – также ее сын, Мехмед IV и еще несколько султанов.
Далее я расскажу о выставке и о том, что еще интересного есть у стены Хюнкар Касры, а здесь, в конце поста, хочу написать о мерах предосторожности. Многие туристы почему-то очень сильно любят гулять в окружающем районе – Сиркеджи и Эминоню, в особенности рядом с ж/д вокзалом, хотя сами стамбульчане не считают эти места безопасными, т.к. здесь очень легко лишиться кошелька. Как-то прямо на наших глазах здесь у одной немецкой туристки пропала сумка – ее выхватили, тут же кто-то (возможно, стоявший на подхвате) заорал «Держи!», побежал за вором, сумку перекинули кому-то в толпе – и все, она исчезла. Немка только и смогла, что вымолвить «шайзе» - все произошло в мгновение ока, никто и глазом моргнуть не успел. Поэтому будьте там предельно осторожны, документы и деньги лучше держать при себе, а сумку – так, чтобы ее нелегко было выдернуть. Кстати, небольшая плоская сумочка, наподобие которой была у этой иностранки, даже перекинутая через противоположное плечо на манер почтальонной, для грабителя – очень легкая добыча. Ремень легко перерезать, а маленькие размеры позволяют ее быстро перекинуть сообщнику и спрятать под одеждой подмышкой. Так что будьте внимательны, следите за своими вещами, чтобы прогулка по Стамбулу не обернулась такого рода неприятностями.