marmara_calypso (marmara_calypso) wrote,
marmara_calypso
marmara_calypso

Музей Афродизиады

2164

Я уже ранее упоминала, что Афродизиада славилась своей школой ваятелей, которые были известны во всем античном мире. Подписи местных мастеров – aphrodisieus, aphrodisieis («афродизийский», «из Афродизиады») находят на огромном пространстве, начиная от форума Септимия в Лептис-Магне в современной Ливии и заканчивая Pax Julia в Лузитании (совр. город Бежа в Португалии). Афродизийские мастера работали и в самом Риме, а равно и присылали туда образцы своего искусства.

Скульптурные изображения из Афродизиады можно встретить в Стамбульском Археологическом музее, музее Бурдура, куда они привезены из древнего Сагаласса; что-то, как обычно, попало заграницу, и теперь выставлено в Лувре и других именитых музеях. Но, чтобы как следует познакомиться с мастерством древних ваятелей, нужно, конечно, отправиться в музей Афродизиады, где мы сейчас виртуально и находимся.

Саркофаги из коллекции музея.

2165

2425

2169

2180

Саркофаг супругов.

2167

2168

Особенно удавались местным мастерам саркофаги с гирляндами.

2173

Уже знакомые по снимкам Ары Гюлера артефакты.

2184

Часть мозаики, первоначально изображавшей Галену – божество спокойного моря и Афродиту. Изображение самой Афродиты не сохранилось. 2-й в. н.э.

2175

Очень ценились искусно сработанные статуи и рельефы мастеров Афродизиады, с применением сложных для своего времени техник. Изображения мифических и реальных персонажей поражают реалистичностью, с которой переданы черты лица, характер и эмоциональное состояние, а также строение тела и одежда.

Ника, несущая трофей

2182

Капители пилястр, изображающие Афродиту и Аполлона – из теменоса богини, а также с путтями путти – они украшали галерею, идущую от Тетрапилона (5-й в. н.э.).

2188

2189

2192

2193

2194

2196

2197

2198

2199

2200

Вообще фигурки персонажей, включенные в узор из листьев аканта и других растений (т.н. peopled scrolls) – очень распространенный мотив в Афродизиаде. Его можно обнаружить, гуляя по городу, на капителях колонн и других архитектурных элементов (данное фото из интернета):




Такой изображалась местная Афродита. Ее так и называют – Афродизийская. 2-3 вв. н.э.

2205

Еще одна Афродита Афродизийская, 1-2 вв. н.э.

2185

Ритуальная статуя Афродиты, с изображением Трех граций, Зевса, Геры, Солнца и Луны, зверей и морских существ и Эротов у жертвенника на одеянии.

2213

Фрагмент статуи:

2215

Портретные статуи жрецов Афродиты

2207

2216-

2210

2434

2435

Антоний Клавдий Дометин в жреческом головном уборе.

2431

Статуя Клавдии Антонии Татианы в головном уборе жрицы Афродиты.

2436

Головы богинь.

2204

2206

2220

Одна из античных реплик статуи Сатира с младенцем Дионисом. Была найдена на территории школы ваятелей. Посмотрите на рельеф мышц ног, как прорисован.

2224

Пан, удаляющий занозу из ноги сатира.

2228

Голова богини или Аполлона (не определились, видать).

-2229

Актротерий, находка из театра

2231

Перейдем теперь в зал, где выставлены рельефы, украшавшие себастейон.

2236

2249

Как видно на приведенной в музее схеме (кликабельно), число рельефов себастейона было значительным – на верхнем и среднем ярусах их было 200, сохранилось 80. Верхний (третий) ярус представлял с южной стороны римских императоров и богов, средний – героев и мифологических персонажей Древней Греции. С северной стороны на среднем ярусе были изображены подвластные Риму народы, верхний ярус занимали опять императоры и персонифицированные образы времени и пространства. Т.о., средние ярусы отражали как бы прошлое и преемственность народов, а также завоеванные территории, а верхние – настоящее.



Рассмотрим некоторые рельефы верхнего яруса.

Слева - Агриппина, возлагающая венок на голову императора Нерона. Справа – Гемера, богиня дневного света.

2238

Океан.

2239

Постаменты статуй завоеванных народов:

2240

2241

Несколько статуй, олицетворяющих завоеванные народы (всего их было 50):

Олицетворение народа Дакии.

2244

Народ Крита.

2247

Пирусты (иллирийское племя)

2243

Бессы (фракийцы):

2245-

Слева: Рим и Гея. Справа: Нерон и поверженная Армения.

2254

Слева: олицетворение победы императоров, справа – Клавдий повергает Британию.

2255

В левой части снимка женская фигура в одеянии амазонки (Андрея - "Храбрость") возлагает венок на голову Афродиты. Справа император и народ (граждане) Рима, у ног императора пленная варварка.

2258

Слева – два царственных юноши, предположительно Гай и Луций, усыновленные Октавианом Августом. Справа – Виктория (Победа) с военным трофеем.

2259

Посейдон и Амфитрита.

2265

Вооруженный Рим.

2266

Богиня, скрепляющая подписью военный трофей.

2267

Бог войны Арес.

2271

Рассмотрим теперь некоторые рельефы второго яруса с сюжетами из греческой мифологии.

Слева направо: сидящий Зевс; Анхис и Афродита; Эней, бегущий из Трои. К нему, сыну Анхиса и Афродиты, потомки которого основали Рим, возводили свое происхождение императоры из династии Юлиев-Клавдиев. Поэтому и почитали особо эту богиню.

2274

Три Грации.

2278

Знатный герой в одежде путника, пришедший к оракулу Аполлона.

2279

Знатный герой (предположительно легендарный основатель города вавилонский царь Нин) с охотничьими псами и конем.

2280

Слева: Агон (состязания). Справа нимфа ведет захмелевшего Диониса, поддерживаемого сатиром.

2285

В левой части – Леда и лебедь, в правой – Полифем и Галатея.

2286

Слева – Ио и Аргус; справа – Аполлон, играющий на лире и Муза.

2287

Слева: Орест у Дельфийского оракула после убийства своей матери. Справа Беллерофонт с Пегасом.

2288

Слева: Три героя и охотничий пес. Скорее всего, они являются охотниками и составляют общую группу с правой частью, изображающей сидящего Мелеагра с Аталантой в сопровождении бога или еще одного охотника.

2290

Слева – Мелеагр и убитый им калидонский вепрь, справа – Геракл, освобождающий Прометея.

2291

В левой части нимфы с младенцем Дионисом, в правой – Ахилл и царица амазонок Пентесилея. Он ее сначала убил, а потом разглядел и влюбился. Но было поздно.

2292

И еще одна скульптура в этом зале, единственная в своем роде – т.н. Синяя лошадь из Афродизиады.

2264

Лошадь в галопе была изготовлена из серо-синего мрамора, который добывался в окрестностях города. Скульптура реставрировалась еще в античную эпоху. Первоначально она стояла на пьедестале.

2438

К спине лошади крепилось бронзовое седло в форме шкуры. Композиция представляла собой сюжет из греческой мифологии на тему Троянской войны, - убийство Троила Ахиллесом, и изначально скульптурная группа изображала сцену, в которой Ахиллес сбивает с лошади Троила, выехавшего за пределы города, чтобы поупражняться в верховой езде. Сохранилась лишь бедренная часть ноги падающего с лошади всадника (ее видно с другой стороны). Скульптура такого рода совершенно уникальна и не имеет себе аналогов.

2263

Конечно же, среди экспонатов музея Афродизиады есть не только статуи – место было обжито с незапамятных времен. Во время раскопок акрополя, представляющего собой курган, были найдены артефакты неолитического времени. В витринах музея экспонируются разные находки, среди них и полихромные статуэтки, выполненные из мрамора разных цветов.

Одна из музейных витрин.

2297

Пройдемся по другим залам.

Статуя Т-1000 кулачного бойца, сильно пострадавшая еще в античное время.

2306

Не знаю, чем уж я так импонировала музейному охраннику, но он ходил за мной по пятам из зала в зал и, восхищенно тыча пальцем в очередную статую, просил: «Вот эту сфотографируй! Смотри, какая!»

-2309

2319

А сфотографировать и правда есть что – завитки волос, складки одежды, роскошный орнамент…

2310

2314

2320

Статуя Флавия Пальмата, правителя города, завитого, как указано в табличке, на константинопольский манер. Ок. 500 г. н.э.

2311

Даже щетину изобразили.

2440

Еще один правитель, и тоже завит по моде.

2318

А этот облысел, и левый глаз косит. Потрясающе реалистично изображено.

2317

Еще очень реалистичные горельефные бюсты.

2324

2325

Эон – божество вечности. Ну что ж, можно сказать, скульпторы Афродизиады место в ней себе обеспечили.

2323

Позже мы пили айран и чай в кафе под сенью деревьев.

2333

И нашли на дорожке плиту с фоссилем – древним отпечатком растений.



Вот так же и история Древнего Рима оказалась запечатленной навечно мастерами Афродизиады, благодаря их работам, прославившим этот город богини любви и красоты, поражающий воображение даже теперь, много-много веков спустя…
Tags: #Турция, Афродизиас (Афродизиада), Кария, музеи Турции, объекты ЮНЕСКО в Турции
Subscribe

Posts from This Journal “Афродизиас (Афродизиада)” Tag

promo marmara_calypso апрель 14, 20:44 44
Buy for 100 tokens
В рамках проходящего в ЖЖ конкурса #мойтоп решила рассказать о самых, по моему мнению, интересных местах Турции. Подобных топов, конечно же, можно встретить много, - обычно туда включают Каппадокию и Памуккале, древние города Эфес и Аспендос, водопад Манавгат и Олюдениз… Нисколько не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments