
Недавно было принято решение о реставрации церкви Святого мира, более известной как Святая Ирина. Поэтому стоит, наверно, показать, как она выглядит сейчас, чтобы потом было, с чем сравнивать.
Несколько достаточно известных фактов. Святая Ирина – вторая по величине после Святой Софии (и в историческом плане ее предшественница) была выстроена на развалинах языческого храма во времена императора Константина I (4-в. н.э.). В 381 г. здесь проходил Второй Вселенский собор.

Эта первая постройка была деревянной и сгорела вместе со Святой Софией при императоре Юстиниане в 532 г. во время бунта «Ника». Впоследствии церковь несколько раз страдала от крупных землетрясений и пожаров и снова восстанавливалась.

В османскую эпоху Святая Ирина оказалась отделена от Святой Софии стеной дворца Топкапы (до этого они находились в общей ограде). Святая Ирина – одна из немногих церквей, которая не была переделана в мечеть. Находясь в первом дворе султанского дворца, церковь стала использоваться для хранения оружия.

Подойдя к зданию поближе, мы можем видеть, насколько ниже современного уровня земли оно находится.

Входной портал в церковь появился в 18-м в. во время некоторых переделок на ее территории. Об этом свидетельствует сохранившаяся над входом надпись.

У входа сохранились также росписи, сделанные в османское время.

По дощатому настилу мы спускаемся внутрь церкви.

В стенной нише еще остался один из размещавшихся здесь прежде артефактов.

Вид центрального нефа. В Святой Ирине сохранился синтрон, но его не очень хорошо видно из-за установленной сцены. В церкви замечательная акустика, и поэтому, начиная с 1980-го г. здесь проводятся концерты. Раньше сюда можно было попасть, только взяв билет на один из концертов.

Вид на левый боковой неф.

И правый.

Мозаичный крест на куполе в апсиде – свидетельство иконоборческого периода, он был призван заменить собой иконы. До этого все видимое пространство в этой части храма занимали мозаичные же изображения Иисуса Христа, Девы Марии и святых. После окончания иконоборчества они так и не были восстановлены. На концах креста мы видим капли-слезы.

Мы можем также различить остатки орнамента в правом нефе.




Из-за того, что в храме практически ничего из декора не сохранилось, он на многих производит впечатление пустого, но это как раз тот случай, когда смотреть нужно внутренним зрением.




В этой игре льющегося из окон света и теней чувствуется какая-то скрытая мощь и таинственная недосказанность.


Накрывающая внутреннее пространство сетка призвана хоть как-то оградить посетителей от множества голубей, поселившихся в храме. Конечно, кому из пришедших, например, на концерт будет приятно, если его оптичкают под музыку в таком месте.

Голубей здесь бесчисленное множество, они ютятся в любой выщербине стен. Один из них залетел в церковь через обычный вход прямо над нашими головами. Что с ними делать, никто не знает.

Можно сказать, что из-за них же запрещен вход на галереи второго этажа, в целях предосторожности, чтобы никто из посетителей не запутался в протянутых здесь веревках, удерживающих сетку.



Капители колонн с монограммами Юстиниана и Феодоры.

«Когда-то я был королем
А ты была королевой
Но тень легла на струну
И оборвалась струна
И от святой стороны
Нам ничего не досталось
Кроме последней любви
И золотого пятна…»

В 1846 г. церковь Святой Ирины стала первым в истории турецким музеем. Этому поспособствовал маршал (и зять султана) Ахмед Фетхи-Паша, бывший в свое время послом в России, Австрии и Франции. Может, кто-то видел его виллу в Кузгунджуке на Босфоре или гулял в тамошней роще, названной его именем.

Родосизаде (сын родосца) Ахмед Фетхи-Паша

Вилла Ахмеда Фетхи-Паши на Босфоре (фото: Айдын Сертбаш)
Очевидно, поездив по Европе в качестве посла и посетив европейские музеи, Ахмед Фетхи-Паша задался целью создать что-то подобное и в Турции. Так сначала в Святой Ирине появился Музей старинного оружия, которое, как пишет Надежда Ионина в своей книге про Стамбул, «было развешано по стенам, колоннам и галереям до самого купола».


И далее: «В число его экспонатов входило много древностей — осадные машины времен крестоносцев, кольчуги, латы, щиты, мечи и пр. По рассказам, среди старинного оружия, хранящегося в Музее, были мечи султана Мехмеда II и албанского героя Скендер-бея, поручни Тамерлана, ключи от всех городов, завоеванных Османской империей. Кроме оружия на дворе и в окружавших его галереях хранились памятники античного и христианского искусства, найденные во время археологических раскопок и в самом Константинополе, и в других местах Османской империи. В коллекцию входили также колокол храма Святой Софии и знаменитая железная цепь, которая при византийских императорах и генуэзцах перепоясывала Босфор и пропускала корабли только после уплаты ими таможенной пошлины.


Традиция коллекционирования и собирания предметов искусства берет свое начало в Турции со времен правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала султан начал собирать во двор своей мечети саркофаги византийских императоров. Потом собрание их пополнилось византийскими колоннами и капителями колонн с площади султана Ахмеда. Эти произведения составили ядро первой коллекции, а потом традиция, заложенная султаном Мехмедом II, была продолжена следующим образом: в узелки из шелковой ткани были собраны различные одеяния и костюмы правителей — с их младенческих лет и до зрелого возраста. Впоследствии к ним присоединились вещи, привезенные из различных районов империи, и хранилось все это в церкви Святой Ирины».
В 1869 г. Святая Ирина была преобразована в Мюзе-и-Хюмаюн (Императорский музей). Но уже в 1875 г. музей перенесли в павильон Чинили из-за недостатка места. После здесь располагался Военный музей, а сейчас церковь Святой Ирины – музей сама себе.
Атриум Святой Ирины (единственный сохранившийся у византийских церквей в Стамбуле) подвергся в османское время переделкам.


Сейчас он закрыт, и мы лишь можем через стекло увидеть находящиеся в его внутреннем дворе два императорских порфировых саркофага да мозаичные плиты на стене. О том, кому именно принадлежали данные саркофаги, строятся различные догадки.


Ну что ж, посмотрим, какой предстанет Святая Ирина после проведения реставрационных работ. Надеюсь, они ей не повредят, и мы сможем увидеть ее после них в полном объеме.
Journal information