
Немного фотографий с выставки «Ай Вэйвэй о фарфоре» в музее Сабанджи, на которой мы не так давно побывали.
Я бы, наверно, не назвала экспозицию всеобъемлющей, но, тем не менее, она очень хорошо знакомит с мировоззрением Ай Вэйвэя, его политическими взглядами и реакцией на происходящее в современном мире.

Его работы из фарфора сочетают в себе провокативность, глубокий смысл и непревзойденное мастерство.



Одна из экспозиций – «Останки», состоящая из 54 фарфоровых реплик человеческих костей, найденных в китайском трудовом лагере в конце 1950-х гг. Фарфор в данном случае как нельзя лучше передает идею хрупкости человеческой жизни.


«Речные крабы». Сотни фарфоровых крабов, название которых в китайском языке созвучно слову «гармония».

Очень красивая инсталляция, и снова с политической подоплекой – «Цветы для свободы».

А посвящена она аресту Ай Вэйвэя в 2011 г. и последующему изъятию у него паспорта, а также установке камер наблюдения у его дома и мастерской. В ответ художник начал акцию – каждый день класть букет свежих цветов в велосипедную корзинку у студии до тех пор, пока правительство не вернет ему паспорт. Ай Вэйвэй фотографировал каждый букет и публиковал фотографии на своем вебсайте и в соцсетях. К этой акции подключились множественные сторонники китайского диссидента, распространяя фото в интернете с соответствующим хэштегом. Эта акция продлилась с 30 ноября 2013 г. до 22 июля 2015 г.



Мимо цветов. На фотообоях как раз представлены корзинки с цветами у студии Ай Вэйвэя.

А на полу – постель из цветов, сделанных из тончайшего белого фарфора…

Выставка Ай Вэйвэя занимает 3 этажа, а благодаря открытому пространству на некоторые инсталляции мы можем посмотреть и сверху.

Это, например, ковер из отбитых чайных носиков.

В нем собраны вместе тысячи носиков от чайников времен империи Сун.

Ну, а идея, я думаю, лежит на поверхности – «Даже пар выпустить некуда!»

Инсталляция в этом зале, который мы уже окинули взглядом сверху, выполнена специально для Стамбула.


«Роняя урну династии Хань». Разбилась, да.

Ощущение, когда все твои ценности рушатся по мановению чьей-то руки.





Обои в этом зале, изготовленные для проекта Ай Вэйвэем, можно разглядывать часами.



Искусство, которое служит не только красоте.







Перейдем в следующий зал.

здесь нас встречают фарфоровые арбузики и другие фрукты и овощи.


Тут, пожалуй, только блеск выдает то, что это изделия из фарфора.


Впрочем, на тех же баклажанах и мандаринах этот блеск смотрится вполне натурально.


Лес фарфоровых столбов.


Знаменитые «Подсолнечные семечки». Думаю, о них наслышаны многие. 100 млн семечек из фарфора, раскрашенных вручную китайскими мастерами. Здесь и отсылка к плакатам времен Культурной революции, изображавшим достопочтенного Мао в виде солнца, а граждан Китая – в виде поворачивающихся за ним подсолнухов, и индивидуальность, теряющаяся в толпе и много-много других смыслов.

Пожалуй, сюда очень подойдут слова известной рок-песни:
Нас теперь собрали вместе,
Можно брать и можно есть.
Но знайте и запоминайте,
Мы ребята не зазнайки.
Нас растят и нас же сушат
Для того, чтоб только кушать.

(Фото взято из интернета)
А эта инсталляция посвящена Сычуанскому землетрясению 2008 г. магнитудой 8, из-за которого погибло, по официальным данным, около 70 000 человек.

Ай Вэйвэй тогда провел свое собственное расследование, вскрыв информацию о действительном количестве погибших, а также о коррупции, повлекшей постройку сейсмически неустойчивых зданий, за что и был посажен в тюрьму.

Еще чайные носики.

«Тигр, тигр, тигр». Около 3000 кусочков фарфоровых изделий династии Мин с изображением тигра из личной коллекции художника.

Тигр, тигр, жгучий страх,
Ты горишь в ночных лесах.
Чей бессмертный взор, любя,
Создал страшного тебя?


Ну и Бестера, похоже, тоже пора перечитывать).

На террасе музея также нашлось место фарфору.

Выставка продлится до 11 марта этого года, музей Сабанджи работает с 10 до 18 ч. каждый день, кроме понедельника.