В Стамбуле после 8-летней реставрации открылась цистерна Феодосия или, как здесь ее называют, Şerefiye sarnıcı (цистерна Шерефийе).
Цистерна расположена в Чемберлиташе. Найти ее легко: она находится за отелем «Пьер Лоти» на одноименной с ним улице.
Вот эта стеклянная конструкция и есть вход в цистерну. Вход на данный момент свободный, без оплаты.
Войдя внутрь, спускаемся по лестнице к цистерне. Часть ее наружной стены оставлена на обозрение.
В цистерне сейчас проходит выставка иранского художника Ахмета Нежата. Это один из экспонатов, выставленный рядом со входом в цистерну. Грива хороша.
Далее нам нужно будет снова спуститься – по лестнице или на лифте уже непосредственно внутрь цистерны.
Цистерна Феодосия не такая большая, как более известные цистерны Базилика и Бинбирдирек, ее размеры 45х25 м. Своды поддерживаются 9-метровыми колоннами в количестве 32 штук.
Причем выполнены они в свое время были специально для этой цистерны, а не «позаимствованы» из других античных построек.
Как следует из названия, цистерна была соружена во времена правления императора Феодосия II в 428-443 гг. Т.о., она старше самой посещаемой цистерны Базилики и храма Святой Софии. Она снабжалась водой из акведука Валента.
Сейчас, как я уже упомянула выше, в цистерне Феодосия проводится выставка Ахмета Нежата под названием Hiç Hali – Состояние «Ничто». Это отсылка к словам основателя суфийского ордена Мевлеви Джелаладдина Руми: «Стань ничем в в этом мире, где каждый хочет стать чем-то».
Работы художника и сама цистерна прекрасно дополняют и даже, я сказала бы, оттеняют и взаимопроникают друг в друга. Благодаря этому в цистерне хочется задержаться, а не пробежать ее, как это можно было бы сделать, за 5 минут.
В основном здесь им показаны образцы современной каллиграфии, причем выполненные не только, образно говоря, росчерком пера на бумаге, но и в виде трехмерных объектов из металла.
При этом последние, несмотря на то, что, казалось бы, сделаны из тяжелого материала, оставляют впечатление легкости и воздушности. Они то как будто легко скользят, словно лодочки, по поверхности воды, то, подобно рисунку дыма от свечи, пытаются оторваться и взлететь вверх.
Точно так же, как, отрешившись от земного, воспаряет к небесным сферам крутящийся дервиш…
А дрожащая от падающих сверху капель вода в цистерне и отбрасываемые на стены тени еще больше усиливают это состояние воспарения души, состояние «Ничто».
Впечатления добавляет и музыка, как нельзя подходящая к этому месту – такая восточно-«подземная», если можно так выразиться.
Душа, как сгусток энергии, в состоянии «Ничто» может с легкостью парить в невесомости.
Отражение от золотого шара на воде – тоже в виде каллиграфической вязи.
Небольшое видео:
Здесь в абсолютной гармонии сошлись четыре стихии – огонь, вода, земля и воздух. Только здешний огонь обжигает не тело, а душу… Впрочем, в скрытом мире, по словам Руми, и дожди, и облака, и все остальное тоже другие…
Бываю правдивым, бываю лжецом-все равны,
То светлый араб я, то черен лицом-все равны.
Я солнцем бываю, крылатым Симургом души,
Царя Сулеймана волшебным кольцом-все равны.
Я - буря и прах, я - вода и огонь, я слыву
Порой благородным, порой подлецом - все равны.
Таджиком ли, тюрком ли - быть я умею любым,
Порой прозорливым, порою слепцом - все равны.
Я - день, я - неделя, я - год, Рамазан и Байрам,
Светильник, зажженный Всевышним Отцом,- все равны.
Здесь все принимает другую форму, даже тени от скоб, скрепляющих колонны, кажутся какими-то особенными.
Но, чтобы понять истинную форму вещей, нужно войти в состояние Ничто.
Вот такое путешествие в мир, полный смыслов, можно совершить, посетив эту цистерну и выставку в ней. И превратить 5 минут осмотра в нечто большее.