
В Стамбуле в музее Сакыпа Сабанджи проходит выставка "Мечты о будущем: искусство и дизайн русского авангарда". Рассказ о ней пришлось разбить на две части – слишком много там оказалось интересного.
Выставка очень большая и насыщенная. Она хорошо знакомит не только с работами авангардистов, но и с целой эпохой, в которой они жили и творили.

В холле музея на английском и турецком языках представлен в ретроспективной форме временной срез, на который пришлось творчество представителей русского авангарда. События в истории, политической жизни страны и культуре – изменчивый и полный потрясений молодой 20-й век, вдохновивший людей искусства на новые формы.





В основном на выставке собраны предметы из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках; есть также экспонаты из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Мультимедия Арт музея в Москве, частных коллекций. Среди представленных здесь художников – К.Малевич, Л. Попова, И.Клюн, Н.Удальцова, В.Пестель, В.Кандинский, С.Никритин, В.Сулимо-Самуйлло и многие другие.

Любовь Попова. Без названия, 1914 г.

Л. Попова. Путешествующая женщина, 1915 г.

И.Клюн. Портрет жены художника, 1910 г.

К.Малевич. Женский портрет, ок. 1910-1911 г.

Вера Пестель. Натюрморт, 1915-1916 г.
Кроме этого, на выставке также демонстрируются различные инсталляции, книги и рукописи, кадры из фильмов и пр.

Патриотические плакаты времен Первой Мировой войны, выполненные Малевичем.


Знающие русский язык на этой стамбульской выставке оказываются в привилегированном положении, т.к. могут отталкиваться не только от нарисованного, но еще и читать написанное.

А это – Маяковский.

Плакат А.Лентулова.

Посетители смотрят кадры из фильма «Броненосец «Потемкин».

И знакомятся с положением в разных сферах жизни российского общества того времени

Сценическая конструкция для спектакля Мейерхольда «Великодушный рогоносец». 1922 г.

Генри Милнер. «Новый человек» Л.Лисицкого. Частная коллекция.

Еще немного живописи с выставки.

Н.Удальцова. Скрипка, 1915 г.

Н. Удальцова. Желтый кувшин, ок. 1913-14 г.


И.Клюн. Этюды, 1910-е гг.

А.Моргунов.Авиатор, 1912-13 гг.

Л. Попова. Пространственно-силовое построение, 1921 г.

В.Кандинский. Наброски к Всадникам Апокалипсиса II, 1914 г.
Иллюстрации К.Малевича к поэме А.Крученых и В.Хлебникова «Игра в аду».

О.Розанова. Анонс выхода новых книг А.Крученых и В.Хлебникова.

Композиции из книги А.Крученых и О.Розановой «Вселенская война».


«Вселенская война произойдет в 1985 году…»

Книги, журналы…




Со сменой политического строя авангард пронизывает все сферы жизни молодой республики, от бытовых предметов и одежды до монументальной архитектуры.

Л.Попова. Эскизы для тканевого узора, 1923-1924 гг.

Наталья Киселева. Эскизы спортивной одежды, конец 1920 – нач.1030-х гг. Ну чем не силуэты 1980-х?)

Густав Клуцис. Эскиз рабочей одежды, 1922 г.

Густав Клуцис. Эскиз спортивной одежды и обуви, 1922 г.

Жених был во всей прозодежде,
Из блузы торчал профбилет…

Эскизы дизайна табакерки и портсигара, работы Ксении Эндер.


Агитационные плакаты Л.Поповой.

Г.Клуцис, фотоколлаж

Органические формы Бориса Эндера.

Товарищ оформитель Всеволод Сулимо-Самуйлло. Фрагменты декоративных панно для ленинградского Дома печати.

Этот фрагмент я так и не смогла сфотографировать нормально – дама рядом с ним так залипла, что никак не могла отойти.

Одни из самых известных и узнаваемых работ авангардизма, автора представлять не надо).


Обложка каталога выставки «0,10», на которой демонстрировались супрематические работы Малевича во главе с Черным квадратом.

Рукопись К. Малевича.

И работы других последователей супрематизма.

Альманах «Путь УНОВИСа»

И сами «уновисовцы»

В следующем посте мы продолжим знакомиться с выставкой русского авангарда.
