marmara_calypso (marmara_calypso) wrote,
marmara_calypso
marmara_calypso

Categories:

Слезы Анатолии

В прошлом месяце в твитере муниципалитета Датчи появилось следующее высказывание:



«Расхитительница Книда, проф. археологии из Америки Айрис Корнелия Лав, не оставившая камня на камне динамитом в древнем городе в попытках отыскать статую Афродиты, ушла из жизни из-за коронавируса.
Мы не можем сказать о ней ничего хорошего».

Безотносительно к причине и форме высказывания (за что, впрочем, муниципалитет позже принес извинения) мне бы хотелось немного поведать о проблеме, с которой постоянно сталкивается Турция и которая появилась, увы, не вчера и не позавчера. А именно – с нелегальным вывозом находящихся на ее территории исторических богатств, которым на самом деле цены нет, за границу.

У меня в руках книга, которая называется Anadolu'nun gözyaşları - «Слезы Анатолии». В ней 300 страниц. И большая часть этих страниц – иллюстрации музейных ценностей: статуи, рельефы и многие другие произведения искусства, которые оказались в музеях других стран безо всякого на то основания и разрешения.



Я хочу повторить тут одну свою мысль, высказанную недавно в беседе с одним из моих френдов: Спрос рождает предложение. Не будь за рубежом спроса на все эти античные и прочие предметы искусства – никто бы не занимался их сбытом за границу. А спрос просто огромен и возник он, как я сказала, не сейчас, а еще в античную эпоху. Позже, в средние века к расхищению сокровищ Малой Азии и Византии приложили руку крестоносцы. В результате, чтобы полюбоваться квадригой, украшавшей константинопольский Ипподром, вам нужно ехать в Венецию в собор Сан-Марко. Туда же нужно ехать и за пилонами из церкви св.Полиевкта, бывшей самым великолепным храмом города до тех пор, пока не была возведена Святая София. За мощами Святого Николая из Миры нужно ехать в Бари, и т.д. и т.п. В новое время проблема только обострилась – к завоевательным походам присоединились авантюристы всех мастей, в том числе и выдававшие себя за археологов, а равно и нечистые на руку археологи, ставящие поиск увлекательных артефактов выше своего профессионального интереса. Так наиболее интересные и выразительные образцы античного искусства с территории современной Турции оказались в самых известных музеях мира – Британском, Лувре, американском Метрополитене, и многих-многих других. Причем это не пара-тройка артефактов, а, как, например, в том же Пергамском музее Берлина, целый алтарь, в свое время входивший в список Семи чудес света, не говоря уже о других экспонатах.

На самом деле, Айрис Лав, о которой так эмоционально высказался муниципалитет Датчи (как пишут, следы ее деятельности 1970-х гг. на раскопках Книда видны до сих пор) – лишь одна из многих зарубежных специалистов, кто попался на действиях, отнюдь не делающих чести им как археологам. Можно вспомнить того же Поля Годена, раскапывавшего в начале 20-го в. Афродизиаду и вывезшего из античного города, славящегося своими резчиками по камню все, что смог. В 1995 году наследники Годена передали его коллекцию находок из Афродизиады в музей Лувра. Вместо того, чтобы сделать широкий жест и возвратить нелегально вывезенное назад, в Турцию.

louvre-jeune-esclave.jpg
Одна из статуэток черного мрамора из Афродизиады из коллекции Поля Годена, Лувр

И таких примеров можно привести еще очень много. Просто полистаем книгу. Вот еще находки из Книда, в том числе и 8-тонный лев, украшавший когда-то эту жемчужину Малой Азии и взиравший на Книд с высоты холма. Теперь он – украшение Британского музея наряду с найденной там же статуей богини Деметры. Их вывез на военном корабле Чарльз Ньютон, известный английский археолог.



Из Британского музея же – фризы с изображением амазономахии, найденные вышеупомянутым Чарльзом Ньютоном на месте одного из Чудес света - Галикарнасского мавзолея в Бодруме. Были вывезены в Англию «на сохранение», остались навсегда.



А вот одна из страниц, посвященных находкам из Анатолии, выставленным в Балтиморском художественном музее. Мозаика и скульптуры из Антакии.



Пользуется спросом не только античное и византийское искусство. Среди вывезенного из Турции заграницу немало и предметов сельджукского и османского периодов, в том числе и известный фарфор «чини» из Изника – самые лучшие его экземпляры, увы, можно встретить не на его родине, а в других странах.

Коллекция исламского искусства, музей Бенаки, Афины:



И т.д. и т.п. 300 страниц и вдвое больше фотографий, рисунков и прочих иллюстраций, наглядно демонстрирующих богатства Малой Азии, которые разошлись по всему свету.

При этом, на самом деле, это лишь вершина айсберга, потому что многое хранится в частных коллекциях и/или время от времени всплывает на аукционах. Ранее в комментах я уже описывала одну историю, повторю ее и здесь. В свое время старший брат мужа вместе с другими студентами и преподавателем, находясь летом на практике, стал свидетелем, как иностранная яхта грузила на борт античные артефакты. Возникла потасовка, но задержать воров не удалось – те просто удрали на судно и тут же отплыли. Поставленная в известность полиция уже не могла догнать быстроходную яхту... Достичь пустынного берега другой страны, особенно если к нему примыкают частные владения, и передать из рук в руки требуемое – проще простого. Напомню и еще об одном случае, о котором как-то писала и о котором рассказывал муж, в его бытность в Швейцарии, когда за 3 млн швейцарских франков на черном рынке продавали античный рельеф, вывезенный из Турции, вероятно, подобным же образом.

На данный момент Турция требует возврата 600 различных предметов искусства из-за рубежа. Только вот, сдается мне, если самые именитые музеи мира начнут возвращать вывезенное нелегальным путем из других стран, в том числе и бывших колоний и территорий, в них мало что останется.


Tags: Турция, история, книги
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    Народ прикалывается) "Котик из Айясофьи принял мусульманство и теперь зовется Абу-Сарман*" *Сарман (тур.) - рыжик, кот рыжей масти

  • Марсианские хроники)

    Приснилось сегодня, будто я на Марсе. На концерте для элитных марсиан (да!). Причем из всей музыки играет только партия барабана, т.к. остальные…

promo marmara_calypso february 26, 2020 17:32 6
Buy for 100 tokens
В продажу поступил новый выпуск электронного журнала "Неизвестная Турция". Он вышел тематическим и рассказывает о местах, связанных с именем султана Селима Грозного. О чем можно узнать из этого выпуска: - о 4-х цистернах у мечети Явуза Селима (их там именно 4, а не 2, как принято…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    Народ прикалывается) "Котик из Айясофьи принял мусульманство и теперь зовется Абу-Сарман*" *Сарман (тур.) - рыжик, кот рыжей масти

  • Марсианские хроники)

    Приснилось сегодня, будто я на Марсе. На концерте для элитных марсиан (да!). Причем из всей музыки играет только партия барабана, т.к. остальные…