marmara_calypso (marmara_calypso) wrote,
marmara_calypso
marmara_calypso

Categories:

Avni Lifij (1886-1927)



С 1 июня в Турции открылись музеи, и теперь их можно посетить не только виртуально, но я пока покажу и расскажу о выставке турецкого художника Авни Лифижа, которая проходила в конце прошлого года в стамбульском музее Сакыпа Сабанджи.

Хусейин Авни Лифиж родился в турецком городе Ладике (пров.Самсун) в семье черкесов – выходцев с Кубани, переселившихся в Турцию в ходе русско-турецкой войны 1877-78 гг.


«Портрет отца художника Абдуллы-эфенди»


«Портрет матери»

Свое обучение будущий художник начал в Стамбуле, обнаружив с детства призвание и талант к этому виду искусства. В числе прочего он обучался в школе Нумуне-и-Терраки, известной сейчас как Стамбульский мужской лицей, а также в фармакологической школе и на медицинских курсах – для усовершенствования своих знаний по химии и анатомии.


«Рыба», 1904


«Натюрморт с черепом и книгами», 1907-08


В 1906 г. Авни Лифиж познакомился с французским архитектором Анри Простом, которого очень впечатлил нарисованный молодым художником «Автопортрет с трубкой».



По совету архитектора Лифиж показал свои работы Осману Хамди Бею – художнику и основателю Стамбульского Археологического музея. Тот высоко оценил талант Лифижа и послал его учиться в Париж в Ателье Кормона, где он постигал в том числе и рисование обнаженной натуры.


«Пожилой натурщик», Авни Лифиж, Ателье Кормона

В 1912 г. Авни Лифиж возвращается в Стамбул и становится учителем рисования, а позже и французского языка.


«Девичья башня»


«Без названия»


«Двор с галереей»


«У фонтана»

В 1914 г. Лифиж наряду с другими известными художниками входит в т.н. «кружок Ибрахима Чаллы» турецких художников-импрессионистов, оставаясь, однако, верным своему собственному стилю. Он отдает предпочтение вечернему свету, таинственному полумраку, пишет обнаженную натуру.





Авни Лифиж с друзьями-художниками. Крайний справа – Ибрахим Чаллы.



Медаль, полученная Авни Лифижем на выставке в Галатасарае в 1916 г.



Среди работ художника можно встретить и натюрморты, и пейзажи, и бытовые сцены, но в первую очередь Авни Лифиж – портретист.


«Портрет женщины с опущенной головой»


«Портрет молодой женщины в шляпе»


Без названия


«Без названия»


Портрет отца


Без названия (портрет матери?)

Особенно удаются ему свои собственные автопортреты, по которым можно проследить все стадии его очень короткой жизни – художник умер совсем молодым, в 41 год, от сердечного приступа.











Портрет жены художника – Харики Лифиж.



Харика Лифиж (урожденная Харика Шази, 1896-1991 г.) тоже была художницей. С Авни Лифижем они познакомились при подготовке художественной выставки в Вене в 1918 г., в 1919 г. обручились, но смогли пожениться лишь в 1922 году.

На выставке были представлены и некоторые из ее работ:


Харика Лифиж, «Автопортрет», 1914


Харика Лифиж, Без названия


Харика Лифиж, «Веселье богов», 1917

В 1957 г. Харика Лифиж оставила живопись и остаток своей долгой жизни посвятила сохранению памяти и работ своего мужа. Поэтому на выставке было представлено немало как вещей, принадлежавших художнику – книг по рисованию, записных книжек, писем, так и эскизов, карандашных рисунков и пр.






Авни Лифиж, «Невеста Харика Лифиж в окружении родни»


«Посиделки в деревенском доме»


«Аллегория»


«Эскиз»

Копия стенной росписи из павильона Абдул-Меджида. Так совпало, что на эту выставку мы попали вскоре после визита в особняк, так что получилось продолжение знакомства с художником.



Эскиз стенной росписи для муниципалитета



«Лестница постоялого двора и верблюд»



«Вокзал Сиркеджи»



«Дома и мечеть»



«Работники»



«Старик, избивающий свою дочь»



«Мыши»



Авни Лифиж увлекался и фотографией, и на выставке также был отведен стенд под его фотоработы.





Особое место в творчестве Авни Лифижа занимает военная тематика, которая предстает в его картинах в аллегорических образах.


«Аллегория свободы»

В 1922 г. Лифиж встречается с Ататюрком и по его приглашению проводит несколько месяцев в Анкаре, где создает портрет маршала Февзи Чакмака, а также одни из самых известных своих картин – «Черный день» (Karagün) и «Светлый день» (Akgün), где в присущей ему аллегорической манере обрисовывает на холсте оккупацию Турции и последующее ее освобождение от иностранных завоевателей.


Черный день (Карагюн), 1923


Светлый день (акгюн), 1923

Авни Лифижа часто называют художником-новатором своего времени. Ну что ж, наверное, можно признать, что он получил такую характеристику вполне заслужено. Сейчас его работы хранятся в нескольких музеях Турции, а также в частных коллекциях.
Tags: Турция, водил меня серёга, картинки с выставки
Subscribe

  • (no subject)

    В турецком журнале Atlas за февраль этого года появилась большая статья Son malakanlar, название которой лучше всего перевести как «Последние…

  • Про погоду в эти дни)

    Снежный репортаж в тв-новостях. Очень холодно эти дни в Стамбуле, и снег идет. Завтра тоже снег обещают. В Стамбуле он, конечно, не лежит - тает,…

  • Пещера Ташкую

    ЖЖ напомнил, что несколько лет назад в этот день я писала о пещере Эсхаб-ы Кехф («Семи спящих») неподалеку от Тарсуса, ну что ж,…

promo marmara_calypso february 26, 2020 17:32 6
Buy for 100 tokens
В продажу поступил новый выпуск электронного журнала "Неизвестная Турция". Он вышел тематическим и рассказывает о местах, связанных с именем султана Селима Грозного. О чем можно узнать из этого выпуска: - о 4-х цистернах у мечети Явуза Селима (их там именно 4, а не 2, как принято…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • (no subject)

    В турецком журнале Atlas за февраль этого года появилась большая статья Son malakanlar, название которой лучше всего перевести как «Последние…

  • Про погоду в эти дни)

    Снежный репортаж в тв-новостях. Очень холодно эти дни в Стамбуле, и снег идет. Завтра тоже снег обещают. В Стамбуле он, конечно, не лежит - тает,…

  • Пещера Ташкую

    ЖЖ напомнил, что несколько лет назад в этот день я писала о пещере Эсхаб-ы Кехф («Семи спящих») неподалеку от Тарсуса, ну что ж,…