Рядом с улочкой Дадьян, о которой я упоминала недавно, есть еще одна улица, с которой связана история другого очень интересного семейства. Я уже как-то писала, что в Стамбуле даже названия улиц, и те могут быть говорящими. Есть, например, Улица, куда не заходят ангелы. Есть Улица, срывающая женские покрывала. А есть улицы, буквально рассказывающие историю не только людей, но и всей страны. Улица Эбуззия названа так в честь целой династии политиков, публицистов и основателей современного издательского дела в Турции – семейства Эбуззия. Эбуззия жили на этой самой улице в Бакыркёе, и некоторые члены семьи были похоронены на местном же старинном кладбище. Увы, от их особняка не осталось и следа, поэтому я лишь вскользь упомянула о них в своем новом выпуске журнала, а подробнее расскажу здесь, тем более что в прошлом году мы побывали на выставке, посвященной этой семье.
Эбуззия – выходцы из Хорасана, они пришли в Малую Азию, в Конью вместе с Джелаладдином Руми – Мевляной (пусть вас не удивляет такая подробная родословная – в Турции многие до сих пор хорошо осведомлены о своих корнях; так, в семье моего мужа еще его дед имел прозвище Бозок, как происходивший из этого племени, давшего впоследствии и такой известный род, как Кайы).
Генеалогическое древо Эбуззия на выставке:
Современная история этой семьи начинается с Мехмета Тевфик-бея (1849-1913 гг.), взявшего себе псевдоним Эбуззия (на русский язык он чаще передается как Абу-з-Зия) – просветителя, писателя, публициста, драматурга, каллиграфа, издателя, усовершенствовавшего турецкую типографию, находившуюся в его время на очень низком уровне и даже... плотника. При этом он смог получить лишь начальное образование.
Мехмет Тевфик Эбуззия
Тевфик Эбуззия основал свой издательский дом, где публиковал собственноручно написанные книги, альманахи, выпускаемую им газету Tasvîr-i Efkâr, а также ставшие популярными календари, которые были тогда в новинку для турецкого общества. Кроме того, он составил и выпустил энциклопедический словарь Lügat-ı Ebüzziya.
Книги Тевфика Эбуззия и их современное переиздание:
Календари, которые так и назывались – календари Эбуззия.
Впоследствии они выпускались и в 20-м веке, уже внуком Тевфик-бея – Зиядом Эбуззия.
Среди экспонатов выставки много старинных фотографий, книг, писем Эбуззии из Европы своим сыновьям.
Тевфик Эбуззия с сыновьями
Познакомившись с Намыком Кемалем, Тевфик-бей вошел в общество «Новые османы» - предшественника младотурецкого движения, став соратником этого известного турецкого писателя и поэта. 1 апреля 1873 года, после премьеры пьесы Намыка Кемаля «Отечество или Силистрия», закончившейся аплодисментами и возгласами в поддержку ее автора, многие члены общества, в том числе и Тевфик Эбуззия были арестованы и вынуждены отправиться в ссылку. Несколько лет он провел на Родосе и вернулся уже после восхождения на трон султана Абдул-Хамида.
С Абдул-Хамидом, как и с Абдул-Азизом, у Тевфик-бея были сложные отношения. Его издания постоянно попадали под цензуру, а газета то и дело закрывалась, но при этом султан высоко ценил Эбуззию как собеседника, а также за его искусное владение каллиграфией – Мехмед Тевфик был одним из лучших специалистов своего времени в куфическом письме, и султан поручал ему оформление некоторых религиозных заведений и светских зданий в Стамбуле. Все я их сейчас перечислять не буду, приведу лишь в пример надпись на фасаде Стамбульского археологического музея, выполненную Тевфик-беем, а также надпись на воротах павильона Абдул-Меджида II, в который мы как-то смогли попасть на выставку.
Надпись, выполненная Эбуззией на фасаде Стамбульского археологического музея
Ворота павильона Абулмеджида-эфенди с куфической надписью авторства Тевфика Эбуззия
Однажды, пытаясь избежать очередного заказа султана, Тевфик-бей запросил за свое искусство очень высокую цену, на что Абдул-Хамид ответил: «Даю в два раза больше, а если не понравится – отправишься снова в ссылку».
И Эбуззия отправился. Правда, не из-за того, что султану не понравился результат, а снова за свои политические взгляды. На этот раз в Конью, на родину своих дедов.
В Конье Тевфик Эбуззия занялся возрождением селджукских ковров, и занялся успешно. Вместе с помощниками он собрал порядка 2000 образцов старинных ковров, из которых устроил выставку, и сам занялся ковроткачеством (похоже, любое дело было этому человеку по плечу). Один из своих ковров Эбуззия подарил музею-усыпальнице Мевляны в Конье (где он находится и теперь). Еще один ковер, зеленый, Тевфик-бей сделал для султана, выткав на нем велеречивую каллиграфическую надпись, призванную помирить его с Абдул-Хамидом.
Однако ковры были не единственным занятием Мехмеда Тевфика в Конье. Постепенно из ссыльных и сочувствующих их взглядам в этом городе, на периферии, создавался целый революционный кружок единомышленников, многие из которых имели весьма радикальные взгляды на правление Абдул-хамида - «Красного (то есть, Кровавого) султана», как его называли. Среди них выделялся сын местного учителя медресе Абдулазиз Коневи, часто принимавший участие в собраниях, на которых выступал Эбуззия. Именно ему было поручено отвезти подарок-ковер во дворец, в Стамбул. Абдул-Хамид имел обыкновение собственноручно принимать подарки от посетителей и одаривать их в ответ. Абдулазиз Коневи знал об этом. Собираясь с ковром во дворец, он положил за пазуху пистолет.
Однако при входе во дворец Абдулазиза досмотрели и найденное оружие отобрали. Несмотря на этот инцидент, султан принял Коневи, развернув ковер, конечно же, узнал «почерк» Тевфик-бея и, похвалив, как обычно одарил посетителя золотыми монетами. Но когда неудачливый покуситель вышел за пределы дворцовых покоев, его тут же схватили и бросили в темницу. Там он через некоторое время и умер. Эбуззия же смог вернуться из ссылки лишь в 1908 году, после Младотурецкой революции.
Ковер, вытканный Тевфик-беем для Абдул-Хамида и до сих пор входит в коллекцию дворца Долмабахче, равно как и небольшая картина, подаренная Тевфик-бею Айвазовским, с которым тот был знаком и некоторое время общался.
Фото ковра на выставке
Возвратившись из Коньи, Эбуззия вновь занялся своим издательским домом и газетой, которые, однако, из-за всех политических перипетий неоднократно то закрывались, то открывались. Самого Тевфик-бея тоже несколько раз арестовывали. В очередной раз он вышел на свободу после переворота 1913-го года. На следующий день, когда он возвращался на пароходе из Ускюдара домой, в Бакыркёй, его сердце не выдержало, и он умер прямо на борту. Тевфика Эбуззию похоронили на кладбище в Бакыркёе, рядом с его старшим сыном, умершим молодым. Как уже было сказано выше, особняк, в котором проживала его семья, не сохранился. Не сохранился и дом, выстроенный им в Конье, где Тевфик-бей проживал во время ссылки. Одно время его занимала полицейская школа, но в 1970-х гг. оно было снесено, и мы лишь можем видеть на старых фотографиях этот образчик конийской архитектуры.
Продолжение следует...