
Велид Эбуззия (1884-1945)
После смерти Тевфика Эбуззии издательское дело перешло к двум его сыновьям – Талхе и Велиду. С последним, младшим сыном Тевфик-бея связано дальнейшее развитие публицистической и политической деятельности семьи. Он еще учился в лицее, когда его старший брат Талха вместе с отцом был сослан в Конью. Сам Велид при этом оставался под полицейским надзором. В дальнейшем он обучался в Париже и проходил стажировку в двух крупных французских изданиях – Le Temps и Le Figaro.По возвращению своего отца из ссылки Велид Эбуззия занимался выпускаемой им газетой, переименованной в Yeni Tasvir-i Efkar, стремясь преобразовать ее по образцу европейских изданий. Для этого ему пришлось стать фотографом и иллюстратором (турецкие газеты того времени состояли в основном только из текста). В годы Первой Мировой войны газета, одна из самых читаемых в Турции, вновь закрывалась и открывалась под несколько изменявшимися названиями – Tasfir-i Efkar, Tesvir-i Efkar, Tefsir-i Efkar и т.п. В общей сложности она издавалась с 1862 по 1949 год.


Карикатура на очередное "переоткрытие" газеты
Во время оккупации Стамбула, когда английские войска атаковали пост в Шехзадебаши и убили нескольких военных, газета Велид-бея первой оказалась на месте стычки и опубликовала фотографии погибших. Из-за этого Велид Эбуззия был сослан на Мальту. После возвращения оттуда он вступил в тайную группу «Мим Мим», занимавшуюся переправлением оружия в Анатолию, за что впоследствии получил правительственную награду от молодой Турецкой Республики.


Книга "Лозаннские письма Велида Эбуззия"
При этом Велид Эбуззия имел свои взгляды на дальнейшее развитие Турции (из-за которых даже дважды попадал под Трибунал Независимости), в чем резко разошелся с Ататюрком, раскритиковавшим их в своей «Речи» («Нутук»). Однако же, первое подарочное издание этой речи было опубликовано не где-нибудь, а в издательстве Эбуззия с иллюстрациями и каллиграфией Велид-бея.

Третье поколение семьи издателей и публицистов связано с сыном умершего в 1921 году брата Велида, Талхи Эбуззия – Зиядом (1911-1994 гг.). Он продолжал начатую его дедом и дядей издательскую деятельность, являясь главным редактором нескольких газет, занимался публицистикой, политикой и преподаванием. В 1943 году он вместе с партнерами открыл в районе Бейоглу один из самых люксовых книжных домов, просуществовавший до 1963 года.



Издательство Эбуззия выпускало не только книги, но и, например, атласы дорог
Зияд Эбуззия – фото и документы с выставки

Платье и женщина на фото – сама элегантность.

Зияд Эбуззия и его жена Валя-ханым (дочь Абдулали-бека Амирджанова, министра финансов независимой Азербайджанской Демократической Республики) с детьми – сыном Талхой и дочерью Алев.

Еще фотографии с детьми.

Этой прелестной девушке с фото на самом деле сейчас больше 80-ти лет. Дочь Зияда Эбуззия уже давно живет во Франции и присовокупила к своему имени фамилию Siesbye.

Она стала признанным мастером по керамике и несколько лет работала на Датской Королевской фарфоровой мануфактуре. Позже открыла свое ателье, сначала в Копенгагене, а затем в Париже. Работы Алев Эбуззия выставлялись на многих выставках и в музеях, завоевали огромное количество наград, ей также присужден французский орден Искусств и литературы. Сотрудничала она и с известной турецкой маркой Пашабахче.


На выставке тоже были представлены несколько небольших ее работ.


А вот эта витрина рассказывает просто пронзительную историю маленького ребенка и его рано ушедшей матери. Хадийе Эбуззия умерла, когда Зияду исполнилось только 3 года. 7-летним ребенком он собирал цветы и веточки растущего во дворе дома жасмина, который так любила при жизни его мать, и запах которого напоминал ему о ней. Он складывал их в книгу, написанную Хадийе – авторский экземпляр сочиненной ею пьесы, которую она из-за бытовавших в то время предрассудков даже не смогла напечатать под своим настоящим именем и была вынуждена выпустить ее под псевдонимом, добавив в соавторы живущего по соседству человека. Эту книгу, обернутую в бархатную обложку, с цветами жасмина, Зияд Эбуззия хранил всю свою жизнь. Она лежит в правом нижнем углу витрины, все еще с остатками увядших цветков.

Незадолго до смерти Зияд Эбуззия передал эту книгу на хранение своему ассистенту. К тому времени засохшие цветы и веточки жасмина уже стали рассыпаться в пыль. На одной из выставок, где экспонировалась книга, ассистент Эбуззии поведал ее историю турецкому художнику Тайфуну Эрдогмушу, и тот, впечатлившись ею, создал произведение искусства в присущей ему манере – изобразив профиль Хадийе как бы на развороте страниц и покрыв его цветами жасмина из книги. И теперь Жасминовая книга получила возможность продолжать существовать в новом варианте.

Сохранившиеся фото Хадийе Эбуззия – детское и взрослое.


Отдельное помещение на выставке было отведено под шикарную фотосессию – портреты Зияда Эбуззии, на некоторых из них он запечатлен с дочерью.




Ну и обращу ваше внимание на само место, где проводилась выставка. Нетрудно заметить, что оно – тоже старинное.

Это бывший особняк Халиля-паши, который многие годы служил зданием муниципалитета, и только недавно стал культурным центром.


Собачка на предыдущем фото не околела😁, она кайфует на солнышке.

А еще у этого особняка есть очень интересная византийская начинка). Подробнее об этом месте я пишу в своем выпуске журнала Прогулки по Стамбулу: Вне городских стен. Там же можно прочитать и о других интересных местах нетуристического Стамбула, а также о личностях и семьях, которые с ними связаны.