marmara_calypso (marmara_calypso) wrote,
marmara_calypso
marmara_calypso

Categories:

Про карету Махмуда II, новый музей и Авраама-пашу

Мне тут не так давно по роду службы, так сказать, понадобилось посмотреть российско-турецкий сериал «Султан моего сердца» (не смейтесь, мне самой смешно должна же я хоть один нашумевший романтиШный сериальчик увидеть). Я, конечно, во многом исплевалась, пока его смотрела, но султан Махмуд II в исполнении Али Эрсана Дуру  хороооош)))). Очень удачно актера на эту роль подобрали. Впрочем, как бы не казалась вся эта киношная история любви нежизнеспособной, но, зная некоторые реальные дворцовые истории, могу сказать, что там еще и не такое бывало). Как-нибудь поведаю о них, а пока покажу вам настоящую церемониальную карету Махмуда II.



Карета выполнена из стекла и очень маленькая – всего на одну персону. Смотрится она этакой хрупкой безделушкой. А увидеть ее можно

в Музее стекла и хрусталя, что находится в Бейкозе.

Музей этот совсем новый, открылся в апреле этого года, и мы успели в него попасть как раз перед весенним локдауном в Турции.
Расположился музей на бывших угодьях Авраама-паши, в здании, в котором когда-то были устроены его конюшни.



Полное имя его было Авраам-паша Эрамян, и состоял он в должности официального представителя египетского хедива при дворце султана в Стамбуле.


Авраам-паша, 1838-1918 гг.

Наделенный неплохими дипломатическими способностями, получивший хорошее образование и одновременно любитель роскоши и увеселений, он нравился султанам, которые благоволили ему – вначале Абдул-Азиз, а затем и Абдул-Хамид. Говорят, с ним очень любил играть в нарды султан Абдул-Азиз. Авраам-паша приносил свою игральную доску из слоновой кости, с выполненными из изумрудов и рубинов шашками и алмазными костями и говорил: «Падишах! Если выиграешь ты, то отдам тебе двух барашков. Но если выиграю я, то возьму себе угодья для их выпаса». Так это или нет, но в 1875 году, например, из принадлежавших непосредственно султану земель в Енишехире и Трикале Аврааму-паше было передано 7 различных участков. По слухам, земли в Бейкозе – начиная от современной рощи Бейкоз на Босфоре и до самого городка Рива паша тоже выиграл у Абдул-Азиза в нарды.

Авраам-паша тщательно занимался благоустройством приобретенных им подобным образом земель: в Бейкозе он построил не только особняк с птичьим вольером, конюшнями и скотным двором, но даже театр, прорыл каналы, устроил гроты, а также привез и насадил различные растения и деревья, которых не было тогда известно в самой Турции. Поэтому сейчас это место считается еще и ботаническим садом.







Жизнь на широкую ногу не могла не сказаться на финансах паши: на свои удовольствия он тратил слишком много денег и в конце концов задолжал банку порядочную сумму - 58 000 лир. И после отречения султана Абдул-Хамида, когда Авраама-пашу оказалось некому защитить, все его имущество отошло к банку. Умер бывший любимец фортуны и султанов в нищете...

Со временем сгорел принадлежащий ему в Бейкозе особняк, сохранились лишь конюшни, которые были отреставрированы и стали музеем стекла и хрусталя. Место для него было выбрано недаром: еще во времена султанов в этом районе находилась имперская  стеклодувная фабрика, а в 1934 году по указу Ататюрка в Бейкозе была построена фабрика по производству изделий из стекла «Пашабахче», продукция которой есть в каждом турецком доме.

Мы въезжаем на территорию музея по аллее с тополями, насаженными еще Авраамом-пашой.



Весной вдоль нее цвели белые ирисы.



Всего в этом месте насчитывается 117 различных пород деревьев, но вот цветущие растения, которые сейчас высадили на территории музея, экзотическими назвать уже нельзя: французская лаванда и дубравный шалфей, небольшие кустики рододендронов и капские ромашки... Пожалуй, выделялась лишь гейхера своими ярко-красными листьями, непривычными в весеннее время года.













Бейкоз, наряду с Белградским лесом в европейской части Стамбула по праву считается  легкими города – здесь абсолютно другой, несравнимый с центром чистый воздух, так что дышишь и не надышишься. Мы попали сюда в конце апреля, когда на деревьях лишь только начали распускаться листочки, но, тем не менее, все вокруг уже смотрелось зеленым.





В канале при нас купались воронушки.



А небольшая стайка сосен на пятачке у музея вполне могла составить конкуренцию танцующему лесу где-нибудь на Куршской косе.







В какой-то момент облака разошлись и наконец-то выглянуло солнце, и местность засверкала, как та самая доска с изумрудами и рубинами для игры в нарды, с помощью которой Авраам-паша выиграл эти угодья у султана.



Очень подошли бы ко всем этим насаждениям ландыши – мне думается, замечательно бы они смотрелись на аллейках у музея. Увы – в Стамбуле это совсем позабытый цветок. Помнится, попались пару-тройку лет назад они мне в Нишанташи у цветочницы-цыганки. Букетик был куплен тут же, и я так и отправилась с ним по магазинам. Молоденькая продавщица в одном из бутиков восхищалась их ароматом и спрашивала, а что это за цветы – можете себе представить, даже название цветка уже абсолютно забыто((((.

Однако вернемся к музею и его коллекции. Она насчитывает 1480 различных предметов, начиная с образцов стекла сельджукского периода и заканчивая роскошными дворцовыми сервизами и прочими предметами искусства из султанского дворца. Одно но: все это нельзя фотографировать. Мы даже сдали в ячейку хранения наши фотоаппараты. Некоторое время я еще пыталась щелкать на телефон, пользуясь отсутствием в некоторых помещениях охранников, но быстро была застукана за этим занятием и получила замечание. На вопрос «как, и просто помещения фотографировать нельзя?» мне ответили, что нет, нельзя, и телефон тоже пришлось убрать. Поэтому вот то немногое, что удалось запечатлеть:

Стекло сельджукского периода.



Блюдо, найденное при раскопках дворца Кубадабад на озере Бейшехир.



Светильник, подаренный мамлюкским правителем Орхану Гази – за каждую завоеванную османами территорию мамлюкские султаны традиционно посылали им подарки. Изначально он висел в гробнице Орхана Гази в Бурсе.



Османские витражи-ревзены 18-19 вв.





Последние попытки сфотографировать экспонаты и интерьер, после чего я получила замечание и была вынуждена прекратить свою съемку исподтишка).






К счастью, в интернете нашлись фотографии из музея, показывающие другие залы и дающие возможность понять, что же там еще есть. А есть много чего и, если начало коллекции больше представляет собой именно музейные формы, то дальше идут уже интерьеры, воссоздающие жизнь османского дворца 19-го века – так, что в какой-то момент даже забываешь, что находишься в бывших конюшнях. Огромные, выше человеческого роста хрустальные канделябры-абажуры, сервировка дворцового стола и даже хрустальное пианино.







Все это искрится и переливается; никакая фотография не передаст полностью тот эффект, который экспозиция производит в действительности.



И посуда. Много дворцовой посуды, предметов туалета и другого обихода – и местной фабрики в Бейкозе, и венецианского, и богемского стекла, и Баккара... Так что если вы любитель посуды (как я), то в этот музей стоит попасть.



Ну и вершина всего – та самая стеклянная карета Махмуда II, которую я уже показала в начале поста.

Я была до такой степени раздосадована тем, что в музее запрещено фотографировать, что по возвращению написала в официальный аккаунт музейных дворцов о том, что стоит все-таки дать возможность посетителям делать снимки – элементарно чтобы больше народу  могло узнать об этом новом музее и побывать в нем. Не знаю, возымели ли действие мои слова, не имела возможности в этом убедиться, но будем надеяться, что однажды это все-таки случится, и фотографировать внутри разрешат. Снаружи же, на территории музея, можно фотографировать свободно.
Tags: Стамбул, история, музеи Турции, нетуристический Стамбул, прогулки по Стамбулу
Subscribe

Posts from This Journal “прогулки по Стамбулу” Tag

  • Сломанная роза Сулеймание

    Наверняка те, кто бывал в мечети Сулеймание в Стамбуле, обращали внимание на одно из надгробий из двух стел на постаменте, одна из которых…

  • (no subject)

    Порекламирую здесь еще немного свой электронный журнал « Прогулки по Стамбулу. Вне городских стен». Чем он может быть полезен…

  • Балат

    Прогуляемся немного по Балату, а я расскажу о том, как он менялся. И помогут нам в этом фото, сделанные в разное время. Еще 10 лет назад ходить в…

  • Балат и Архимед

    Мне поступил приватно вопрос о том, что находится в стамбульском районе Фенер-Балат по адресу Vodina 45, и я пообещала рассказать об этом подробнее в…

  • (no subject)

    Сегодня. Еще один Стамбул.

  • Султанахмет: незаметная история

    Нет, речь в этом посте пойдет не о цистернах и подземной части дворца Магнавра, а об одной достопримечательности, мимо которой каждый день проходят…

  • Эбуззия. Ч.2

    Велид Эбуззия (1884-1945) После смерти Тевфика Эбуззии издательское дело перешло к двум его сыновьям – Талхе и Велиду. С последним, младшим…

  • На улице Эбуззия

    Рядом с улочкой Дадьян, о которой я упоминала недавно, есть еще одна улица, с которой связана история другого очень интересного семейства. Я уже…

  • Семейство Дадьян

    Думается, многие туристы в Стамбуле знакомы с мавзолеем Махмуда II, расположенном на Диванйолу. Самые распространенные в интернете ресурсы…

promo marmara_calypso june 10, 20:22 7
Buy for 100 tokens
Хочу представить новый выпуск электронного журнала «Прогулки по Стамбулу: вне городских стен». В нем рассказывается о районах Зейтинбурну и Бакыркёй, которые находятся за историческими стенами города и не считаются туристическими, хотя интересных мест там не так уж и мало. Долго…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments